С самого начала Великой Отечественной войны автомобили являлись ее очень важной и неотъемлемой частью. С помощью одних машин перевозилось продовольствие и боеприпасы, другие осуществляли перевозку людей, были и такие, которые использовались непосредственно в бою, причем в самых горячих точках. В преддверии Дня Победы мы сделали подборку наиболее значимых боевых машин того времени с их подробными характеристиками.
ГАЗ-АА
ГАЗ-АА — самый массовый грузовик СССР. «Полуторка» легла в основу многих специализированных боевых машин, в том числе даже легких танков и бронеавтомобилей.
-
Иные обозначения — «газик», «полуторка», «полундра»;
-
Год выпуска — 1932-1950;
-
Масса, кг — 1810;
-
Грузоподъемность — 1500 кг;
-
Клиренс, м — 0,2;
-
Радиус поворота, м — 7,5;
-
Запас топлива, л — 40;
-
Запас хода, км — 215;
-
Макс. скорость, км/ч — 70;
-
Выпущено, шт - ~1000000.
Интересный факт: именно из «полуторок», отличающихся относительно небольшим весом, состояли караваны, двигающиеся по «Дороге жизни» в период блокады Ленинграда.
ЗИС-5
ЗИС-5 — второй по массовости грузовик в советском союзе. Во время войны широко применялся в качестве транспортного автомобиля, артиллерийского тягача, базового шасси для различных специальных машин.
-
Иные обозначения — АМО-5, «трехтонка», «захар»;
-
Годы производства — 1933-1958;
-
Ширина колеи – 3810 мм;
-
Грузоподъемность – 3000 кг;
-
Скорость макс. (с грузом) – 60 км/час;
-
Вес пустого – 3100 кг;
-
Расход топлива – 34 л/100 км;
-
Двигатель – 6-цилиндровый, четырехтактный емкостью 5.55л, мощность – 73 л.с., степень сжатия - 4.6, крутящий момент – 28.5 кгм;
-
Объем бака — 60 литров.
Интересный факт: именно с этого грузовика начинался советский автоэкспорт - в 1934 году, в первые в истории СССР, за границу (в Турцию) было отправлено 100 ЗИС-5.
Студебеккер US6
Студебеккер US6 — самый массовый грузовой автомобиль, поставляемый в СССР из-за рубежа (из США) в период ВОВ. Служил основным шасси для легендарной «Катюши».
-
Годы производства — 1941-1945;
-
Выпущено — около 197 тысяч, из них более половины были отправлены в СССР;
-
Грузоподъемность на пересеченной местности – 4 тонны (на шоссе – 5 тонн);
-
Общий вес машины без груза – 4505 килограмм;
-
Максимальная скорость – 69 км/ч;
-
Максимальная мощность при 2500 об/мин – 95 л.с.;
-
Емкость топливного бака – 150 литров.
Интересный факт: Из-за несовпадения параметров двигателя существующим стандартам США Studebaker US6 никогда не стоял на вооружение американской армии.
ГАЗ-64
ГАЗ-64 - Первый советский вездеход массового производства. В годы войны предназначался для использования в качестве командирского автомобиля и лёгкого артиллерийского тягача.
-
Иные обозначения — "Разведчик-1" (Р-1);
-
Годы производства — 1941-1943;
-
Габариты (мм) – 3305 х 1530 х 1690;
-
Колесная база (мм) – 2100;
-
Клиренс (мм) – 210;
-
Колея колес: передняя (мм) – 1278, задняя – 1245;
-
Масса снаряженного внедорожника (кг) – 1200;
-
Грузоподъемность – 400 кг;
-
Объем бензобака (л) – 70;
-
Максимальная скорость — 100 км/ч.
Интересный факт: разработка ГАЗ-64 была проведена всего за 51 день, благодаря широкой унификации джипа с автомобилями схожего класса, которые выпускались в то время серийно.
БА-64
БА-64 — первый советский серийный полноприводный бронеавтомобиль. Единственная машина этого класса, принятая на вооружение в годы войны.
-
Годы производства — 1942-1945;
-
Выпущено около 10 тысяч штук;
-
Масса - 2,4 т;
-
Клиренс - 210 мм;
-
Экипаж - 2 чел;
-
Силовая установка: 4-цилиндровый бензиновый двигатель ГАЗ-ММ, мощностью 50 л.с. (37 кВт);
-
Максимальная скорость - 80 км/час;
-
Запас хода - 560 км по шоссе;
-
Емкость топливного бака - 90 л;
-
Броня - лобовая 15 мм, башня 10 мм, боковая 9 мм, корма 11 мм, крыша 6 мм, днище 4 мм;
-
Вооружение - 7,62-мм пулемет ДТ;
-
Боекомплект - 1260 патронов 7,62-мм;
-
Преодолеваемое препятствие - стенка высотой 0,25 м, ров шириной 0,35 м, брод глубиной 0,9 м, угол наклона 18°, угол подъема 30°.
Интересный факт: Несмотря на то, что бронеавтомобиль предназначался в первую очередь для разведывательных операций, лишь треть из них была оснащена рациями.
ГАЗ-61
ГАЗ-61 - легковой полноприводный двухосный автомобиль, использовался в годы войны высшим командным составом Красной Армии.
-
Годы производства — 1941-1945;
-
Масса — 1650 кг;
-
Колесная формула — 4х4;
-
Мощность двигателя — 50 л.с.;
-
Преодолеваемый подъем — 38°;
-
Скорость по шоссе - до 107 км/ч;
-
Запас хода по шоссе — 375 км;
-
Основной бензобак — 60 л, дополнительный - 50 л.
Интересный факт: модификация ГАЗ-61-73 стала первым в мире легковым полноприводным автомобилем, выполненным с закрытым кузовом седан.